Маркировка строительных материалов
Председатель Совета Ассоциации ПСМ ЕАЭС Роман Куприн ответил на вопросы информационного портала газеты Известия.
По ссылке https://iz.ru/1667327/dmitrii-alekseev/betonnaia-spes-v-rf-startovala-kampaniia-po-borbe-s-levymi-stroimaterialami публикация в Известиях.
Публикуем полные ответы Р.Г. Куприна на вопросы по теме.
- Станут ли стройматериалы на внутреннем рынке качественнее? Новострой и ремонты надежнее, качественнее?
Сейчас запускается только эксперимент, который должен помочь выработать как раз параметры будущей системы. Пока система не начнет функционировать полноценно, ожидать сколь-нибудь ощутимого эффекта нельзя.
Задача разрабатываемой системы – повышение качества и безопасности строительных материалов. Если эксперимент завершится удачно, то эта цель будет достижимой.
- Насколько это способно изменить образ стройотрасли РФ? Как повлияет на цены на стройматериалы?
Только один вид стройматериалов (цемент и цементосодержащие смеси и растворы) не сможет кардинально изменить образ отрасли. Цемент и сухие смеси более 4 лет участвовали в системе обязательного подтверждения соответствия в присутствии довольно эффективной системы контроля и надзора. Сейчас обязательное подтверждение в отношении этих материалов осталось, а вот надзор прекратился.
По данным цементной отрасли, за время полноценной работы системы обязательного подтверждения, стартовавшей в 2016 году, доля некачественного и контрафактного цемента снизилась на рынке почти на 60%. Надзорные органы озвучивали меньшую цифру.
Одновременно с этим цена цемента ежегодно росла. Если в июне-июле (время наивысшей цены в сезоне) 2016 года, она составляла примерно 3200 рублей за тонну, в этот же период 2017 года 3350 руб./тн (+4.7%). И к моменту отмены системы надзора цемента в 2021 году она в пике сезона достигла 4 тыс. рублей за тонну. Таким образом отпускная цена с завода за 5 лет выросла на 25%.
Среди причин роста средней рыночной цены отрасль называла, в том числе выдавливание с рынка более дешевого некачественного и контрафактного цемента и замену его на объективно более дорогой – качественный и безопасный.
После деградации системы надзора на рынке опять выросла доля контрафакта. Оценить ее можно только экспертно, так как в отсутствие контроля и надзора такая статистика перестала вестись.
По данным отрасли, сейчас на рынке присутствует порядка 20-40% контрафакта, полученного, в том числе путем неконтролируемого подмешивания к качественному цементу отходов других производств.
В любом случае по итогам полноценного (а не экспериментального) введения маркировки цена цемента и цементосодержащих смесей и растворов вырастет. Хотя основной причиной, скорее всего, будет не объективное удорожание из-за маркировки -- она добавит к себестоимости 1-3% -- а скорее маркетинговый эффект, когда продавец не преминет реализовать «более качественный» маркированный цемент дороже.
- Каковы спорные стороны такой маркировки? Насколько это защитит от импорта некачественных стройматериалов?
Спорной стороной любой борьбы с контрафактом остается баланс между финансовой нагрузкой на производителя и эффективностью этой борьбы.
Если регуляторы пойдут по пути минимальной финансовой нагрузки и ограничатся только маркировкой самого товара, то и рост стоимости, и эффективность будут минимальными.
В этом случае ситуация с контрафактом на строительных рынках практически не изменится.
Если введут полноценную маркировку с отслеживаемостью каждой единицы товаров аналогично табачной, алкогольной и молочной продукции, то рост стоимости и эффективность будут ощутимее.
Однако в населенных пунктах, испытывающих проблемы с интернетом, риск купить контрафактную продукцию останется высоким и в этом случае.
Также публикуем ответы ООО «Системные продукты для строительства» по теме.
В Послании Президента РФ было обозначено 5 основных направлений развития промышленности:
- рост производительности труда;
- опережающий рост инвестиций в реальный сектор экономики;
- опережающее развитие малого и среднего предпринимательства; - интенсивное развитие импортозамещения.
К сожалению, за последние годы «ловкие импортозаместители» создали на этом целый бизнес.
Мы были свидетелями, как на одном китайском предприятии делается и маркируется упаковка для строительных материалов, на которой указано место производства товара - Россия, Нижегородская область и т.д. После этого маркированная таким образом упаковка поступает на другое китайское предприятие, где в нее фасуется материал, произведенный в КНР. Как этот материал пресекает государственную границу России - неизвестно.
Но этот материал имеет Техническое Свидетельство Минстроя России, где сказано, что материал ПРОИЗВЕДЕН в РОССИИ, соответствует требованиям норм РФ. В реальности же это обман.
Поэтому внедрение маркировки продукции является крайне необходимой мерой. Она позволит показать реальное место производства строительных материалов и очистит рынок настоящих российских производителей от мошенников. Покажет реальных производителей материалов, их успехи и проблемы.
Внедрение маркировки позволит государству обеспечить электронный контроль над производителями, выявлять и удалять подделки и контрафакт.
Затраты на маркировку продукции составят не более 1,5% от ее стоимости, что абсолютно несущественно.
Имея такую маркировку, можно в любой точке России узнать, где, когда и кем был произведен данный материал, какой у него срок годности, задекларирован ли он производителем. ФНС России позволит обеспечить полный контроль объемов производства и торговли строительными материалами.
Мы, реальная компания, работающая по программе Импортозамещения, за последние 2 года заменили около 30% импортных сырьевых компонентов на произведенные в России и Белоруссии. Все компоненты мы синтезируем сами на своем заводе в Индустриальном парке «ВОРСИНО».
Считаем, что, чем быстрее это будет сделано, тем быстрее реальные российские производители смогут увеличить объемы своего производства, а значит - внести вклад в рост ВВП России не на 3%, а больше.
участников ассоциации