Экономические предпосылки возникновения фальсификата в промышленности строительных материалов и механизмы общественного контроля по снижению его доли
28 августа 2024г Председатель Правительства Российской Федерации подписал постановление №1154 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. №336» (далее – Постановление №1154), которым с 1 сентября введен эксперимент по контролю и надзору (оценке соблюдения обязательных требований) в отношении цемента, смесей сухих и растворов строительных, смесей бетонных, отопительных приборов, кабелей, проводов и шнуров (далее – отдельных групп строительной продукции).
В рамках настоящей статьи проведен анализ положений Постановления №1154, описаны экономические предпосылки роста доли фальсификата, отмечено, что после принятия Постановления №1154 усиливается роль отраслевых союзов и Ассоциаций, которые не только становятся участниками информационного обмена, позволяющего выявить риски возникновения фальсификата на том или ином предприятии отрасли, но и «де-юре» оценивают эффективность проведения эксперимента – предоставляют экспертные данные по доле фальсификата в начале эксперимента и оценивают ее снижение в результате осуществления контрольно-надзорных мероприятий. В концовке статьи приведены рекомендации для производителей строительных материалов и их объединений, которые позволят добросовестным участникам рынка минимизировать риски, возникающие от введения эксперимента и использовать возможности по сокращению доли фальсифицированной строительной продукции.
Важно отметить, что само по себе начало эксперимента это сигнал крайне положительный и говорит он о признании по сути ошибкой отмены государственного контроля и надзора в промышленности строительных материалов в 2020 г. одновременно с принятием Федерального закона от 31.07.2020г №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
До принятия Постановления №1154 в области контроля и надзора за безопасностью стройматериалов существовали полномочия только правоохранительных органов в части статьи 238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), позволяющей только «бить по хвостам», но не предотвращать распространение фальсифицированной продукции.
Постановлением №1154 положено начало выстраиванию системы контроля и надзора в промышленности строительных материалов и необходимо общими усилиями данные механизмы развивать.
Из негативных моментов, связанных с принятием Постановления №1154 можно указать только на не вполне прозрачный выбор тех подотраслей, которые подпали под действие эксперимента. В некоторых из включенных в эксперимент подотраслей, возможно, не самая большая доля фальсифицированной продукции, а есть подотрасли, которые гораздо сильнее от засилья фальсификата страдают, но не попали под действие эксперимента. Имеет смысл в самое ближайшее время провести корректировку перечня отраслей – прежде всего важно включить в действие эксперимента новые подотрасли, в которых доля фальсифицированной строительной продукции является высокой.
В 2022 году членами Ассоциации ПСМ ЕАЭС была проведена экспертная работа для Минпромторга России в рамках которой была разработана математическая модель, позволяющая проводить анализ доли фальсифицированной строительной продукции в различных сегментах промышленности строительных материалов. Прогнозная модель позволяет определять индикаторы и с учетом определенных индикаторов определять вероятность изменения риска возникновения фальсификата в той или иной подотрасли промышленности строительных материалов. В том числе риск возникновения фальсификата в той или иной подотрасли увязан с базовыми макроэкономическими показателями подотраслей, такими как Баланс спроса и предложения, загрузка производственных мощностей, валовая прибыль. Данная работа позволяет оценить риски роста доли фальсификата в отдельных подотраслях промышленности строительных материалов и в отрасли в целом. Следует использовать данные наработки при выборе подотраслей промышленности строительных материалов, в которых необходимо введение контроля и надзора.
Фальсификат – это явление экономическое. Макроэкономическими индикаторами сигнализирующими высокий риск возникновения фальсификата в той или иной подотрасли промышленности строительных материалов в общем случае являются:
- высокая доля импорта;
- низкая загрузка производственных мощностей;
- несбалансированность спроса и предложения;
- низкий уровень стоимости основных фондов;
- устаревающие основные фонды;
- низкий уровень рентабельности в отрасли.
Как правило (в крупных подотраслях с большой стоимостью входа на рынок) в своей основе предприятия промышленности строительных материалов при хороших макроэкономических показателях подотрасли предпочитают развиваться не беря на себя риски выпуска фальсифицированной строительной продукции.
Фальсификат начинает появляться в отдельных подотраслях промышленности строительных материалов, когда в данных подотраслях складывается такая экономическая ситуация, при которой спрос значительно ниже предложения, что влечет за собой демпинг отдельных участников рынка, который в свою очередь приводит снижению рентабельности в подотрасли до близких к нулю показателей. Это вынуждает отдельных производителей идти на риск, спускаться ниже нормального уровня себестоимости для поддержания оборота капитала, и это вредит развитию всей отрасли. Далее производственники пытаясь сохранить хоть небольшую но прибыль от подобного поведения коммерческих служб заменяют сырьевые составляющие на более дешевые, делают тоньше стенки, снижают наполняемость мешка и т.д. и т.п. Подотрасль попадает в порочный круг фальсификата, в котором для большинства производителей речь идет не о извлечении сверхприбыли, а о выживании.
Выбраться из данного порочного круга возможно только установив обязательные требования и обеспечив государственный контроль и надзор за их выполнением.
Следует иметь ввиду, что далеко не во всех подотраслях ПСМ нужны обязательные требования и соответственно обязательный контроль. Требуется обеспечить некий баланс. С одной стороны, в тех подотраслях промышленности строительных материалов, которые непосредственно влияют на выполнение базовых требований к зданиям, строениям и сооружениям, это необходимо. И в тех подотраслях, по которым мы видим, что отрасли развиваются так, что идет развитие в сторону фальсификата. Если ни одного из двух аспектов внутри подотрасли не наблюдается, то не нужно вводить в данной подотрасли ни обязательные требования ни государственный контроль и надзор. Введение контроля и надзора за всем подряд распыляет усилия государственных органов, которые должны концентрироваться на снижении риска причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей с учетом масштаба возможного ущерба. Нужно обеспечить баланс.
Имеет смысл до конца года включить в действие эксперимента новые подотрасли, в которых доля фальсифицированной строительной продукции является высокой.
На какие важные аспекты Постановления №1154 хотелось бы обратить внимание отрасли.
Во-первых, Эксперимент будет действовать с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г. При этом результаты эксперимента будет оценивать Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения доклада, представление которого возложено на Минпромторг России и Росстандарт не позднее 1 июня 2026 г.
Во-вторых, отраслевые Союзы/Ассоциации определены в качестве участников информационного обмена. Согласно Постановлению №1154 учет объектов государственного контроля (надзора) может осуществляться на основании информации, получаемой от отраслевых ассоциаций (объединений, союзов).
В-третьих, эффективность эксперимента будет оцениваться по данным отраслевых объединений (Союзов, Ассоциаций). Оцениваться будет доля фальсифицированной строительной продукции до начала эксперимента и после его завершения по данным отраслевых объединений (Союзов, Ассоциаций).
В этом смысле большая ответственность ложится на объединения, ассоциации, союзы, действующие в отрасли промышленности строительных материалов. В случае выявления каких-то признаков выпуска фальсифицированной продукции, о которых ниже еще будет написано, имеет смысл через объединение обращаться в органы власти для того, чтобы были осуществлены надзорные мероприятия.
Предприятиям, заинтересованным в стабильном развитии своих сегментов необходимо более тесно коммуницировать в данный момент с коллегами по отрасли, так как именно отраслевые союзы, объединения – полноценные участники работы в области защиты отрасли от фальсификата и только совместные усилия в рамках Союзов и Ассоциаций могут позволить эксперимент признать успешным.
В настоящее время Минпромторг России не выпустил приказ, утверждающий индикаторы риска нарушения обязательных требований к отдельным группам строительной продукции. При этом, с учетом усиливающейся роли Ассоциаций и Союзов считаю целесообразным рассмотреть возможность установления такого рода индикаторов в рамках объединений производителей. По мнению автора настоящей статьи к индикаторам, которые говорят о существовании риска выпуска фальсифицированной строительной продукции на том или ином предприятии можно отнести 5 индикаторов.
Первый и самый важный индикатор – использование (распространение) сертификатов на продукцию или на системы управления качеством, выданных в рамках систем добровольной сертификации «органами по сертификации», не имеющими аккредитации в рамках национальной системы аккредитации.
Второй индикатор – использование (распространение) сертификатов на продукцию или на системы управления качеством, выданных в рамках систем добровольной сертификации органами по сертификации, имеющими аккредитацию в рамках национальной системы аккредитации, но не включающую в область аккредитации указанную в сертификатах продукцию/процессы.
Третий индикатор – не соответствие ТУ/СТО предприятия действующим в Российской Федерации документам по стандартизации, в том числе основополагающим ГОСТ, а также ГОСТ содержащим требования к оформлению и содержанию ТУ/СТО в промышленности строительных материалов
Следует отметить, что в ближайшее время мы ожидаем принятие государственной думой законопроекта, который позволит снизить количество фальсифицированной строительной продукции во многих отраслях промышленности – не только в промышленности строительных материалов. Данный проект федерального закона говорит о том, что производители, декларирующие соответствие своей продукции техническим условиям или стандартам организации, обязаны будут зарегистрировать такие технические условия и стандарты организации в Федеральном информационном фонде документов по стандартизации. При этом процедура регистрации ТУ/СТО в Федеральном фонде предполагает осуществление экспертизы ТУ/СТО в профильном техническом комитете по стандартизации. Отдельные производители строительных материалов уже сейчас начали направлять свои ТУ/СТО на экспертизу в профильные технические комитеты в рамках подготовки к вступлению в действие данного законопроекта.
Четвертый индикатор – наличие за последние 3 года досрочно прекращенных сертификатов или деклараций соответствия.
Пятый индикатор – использование производителем механизма предусмотренного Приложением №18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022г №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации».
Следует отметить, что Федеральным законом от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлениями Правительства от 28.08.2024 г. №1154 и от 25.06.2021 г. №993 предусмотрено большое количество различных механизмов, позволяющих добросовестным производителям спокойно осуществлять свою деятельность не отвлекаясь на внимание контрольных и надзорных органов и при этом привлекая внимание надзорных органов к фактам распространения фальсифицированной продукции. Предлагаем следовать следующим рекомендациям:
Что рекомендуется делать добросовестным производителям:
- вступить в ту или иную Ассоциацию/Союз и при необходимости подключать объединение при взаимодействии с контрольными и надзорными органами;
- в случае обнаружения фактов распространения фальсифицированной продукции от имени Союза/Ассоциации обратиться в контрольный/надзорный орган;
- пользоваться услугами органов по сертификации, аккредитованными в установленном порядке в национальной системе аккредитации;
- привести свои ТУ/СТО в соответствие действующим национальным стандартам;
- внимательно ознакомиться с проверочным листом на сайте Росстандарта в сети интернет: https://www.rst.gov.ru/portal/gost/home/activity/statecontrol/legalacts;
- внимательно ознакомиться с приказом регулятора, утверждающим индикаторы риска;
- пройти самообследование согласно статье 51 248-ФЗ и/или обратиться в контрольный орган за проведением профилактического визита согласно статье 52 248-ФЗ.
Что рекомендуется делать отраслевым Союзам/Ассоциациям:
- инициировать заключение соглашения с Росстандартом по осуществлению обмена информацией о выпуске в обращение и обращении на рынке несоответствующей обязательным требованиям продукции;
- пройти аттестацию и получить статус эксперта/экспертной организации в соответствии со статьей 33 248-ФЗ;
- пройти аккредитацию в качестве независимого органа инспекции / заключить соглашение о сотрудничестве с действующим независимым органом инспекции.
Автор – А.Ю. Горохов, член Правления ПСМ ЕАЭС, исполнительный директор Ассоциации «НАППАН», генеральный директор ООО «ПСМ-Стандарт». Статья написана по итогам эфира, проведенного в тг-канале ПСМ ЕАЭС https://t.me/pcm_eaeu/1903
участников ассоциации